- Статьи
- Аспектная типология
- Треугольник Карпмана
Треугольник Карпмана
Треугольник Карпмана это главная тема которая позволяет нам быстро показать суть из зависимых отношений. Это модель придуманная Стивеном Карпманом в 1968 году его статьи Fairy Tales and Script drama analysis. Он анализировал сказки и рассказы и находил «зависимые, нездоровые роли» который отыгрывает каждый персонаж .
Модель описывает три привычные психологические роли (или ролевые игры), которые люди часто занимают в ситуациях:
Жертва- персонаж, который играет роль жертвы (victim)
Преследователь — Персонаж, который оказывает давление, принуждает или преследует жертву — преследователь (persecutor)
Спасатель (rescuer),персонаж, который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому.
Из них спасатель — наименее очевидная роль. В условиях треугольника Карпмана спасатель — это не тот, который помогает кому-то в чрезвычайной ситуации. Это тот, кто имеет смешанный или скрытый мотив, который на самом деле эгоистично выгоден «тому, кто спасает».
Спасатель имеет лежащий на поверхности мотив решения проблемы, и, кажется, прилагает большие усилия для её решения.
Однако он имеет и скрытый мотив к неразрешению ситуации, или к достижению успеха таким образом, который выгоден для него. Например, он может испытывать чувство самоуважения, или ощущать статус «спасателя», или наслаждаться, видя, что от него кто-то зависит или кто-то ему доверяет. И будет казаться, что он действует из желания помочь, но на более глубоком уровне он играет с жертвой, чтобы продолжать получать свой выигрыш.
« … Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спасатель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий. »Скрытая цель для каждого игрока и причина пребывания в ситуации в том, что каждый удовлетворяет их невысказанные (и часто бессознательные) психологические желания/потребности таким образом, который они считают приемлемым.
При этом они не хотят признавать то, что в стратегическом плане эта ситуация принесёт им вред. Таким образом, каждый игрок действует из своих корыстных потребностей, а не из истинной ответственности или альтруистичности.